Дидактическая система педагога, ученого, директора средней школы В.А. Сухомлинского в процессуальном аспекте была представлена совокупностью следующих методов обучения:
– приложение ранее приобретенных знаний и умений для «добывания» новых знаний (репродуктивный и самостоятельный анализ фактов, предметов, явлений);
– самостоятельная выработка умения применять знания, полученные на уроке (выполнение практических заданий – упражнений, расчетов, задач, монтирование действующих моделей машин и механизмов);
– исследование явлений, процессов (организация наблюдений, экспериментов как в естественной обстановке, так и в лаборатории);
– наблюдения за естественными источниками (природные явления, предметы окружающего мира, трудовые процессы); наблюдение, предшествующее изучению нового материала.
Реализации системы методов обучения в дидактической системе В.А. Сухомлинского способствовала образовательная цель, направленная на нравственную, умственную, практическую и психологическую подготовку к труду, раскрытие в каждом учащемся индивидуальных задатков, наклонностей и способностей.